Jump to content

За хора разбиращи руски


Mile
 Share

Recommended Posts

Много ми е дълго да го преведа, но мисля е разбираемо. Това е може би най-ясното обяснение на положението на повечето от нас. Надявам се да ви е забавно докато го четете, че и в Русия е подобно положението на малките мрежи. Не че и големите са цъфнали ;)

"В вопросах покупки сетей, как больших, так и небольших не сложилось достаточно устойчивого мнения "да - покупать" или "нет - не покупать". Такие провайдеры, как Корбина, к примеру, принципиально не покупают небольшие сети. И я с ними согласен.

Путь развития небольшой нелегальной сети в Москве. Примерно в 1996 году группа единомышленников решила создать сеть - было проштудировано множество различной доступной литературы, поняты принципы построения, закуплено оборудование (тогда еще коаксиал и платы "NE-2000 совместимые"). Все концентраторы/коммутаторы вешаются по квартирам или в отгороженных частях общих коридоров. Лицензий, понятное дело - никаких.

1998 год. с развитием технологий параллельно с коаксиалом в отдельно взятом здании прокладывается витая пара. Интернета для всей сети пока нет.

1999-2000 год. единомышленники изыскали способ заработать - продавать Интернет через свой Ethernet. Закупается простенький сервер, на нем поднимается FreeBSD. Сервер ставится в чьей-то квартире или в чьем-то коридоре.

2001 год. Расцвет "бизнеса" без фирмы и без лицензий - абонентов становится порядка 70. Проводов, естественно, становится вагон. В сети - зоопарк из Acorp, 3COM, D-Link и прочих. Сервер нужен мощнее, желательно - не один, чтоб еще там файлы хранить. Ставить сервера некуда - никому из них не нужен шумящий и потребляющий большое количество энергии сервер в квартире. Решено использовать служебное этажное помещение. В экстренном порядке перекладывается проводка в это помещение. Проводов не хватает - 90% абонентов сидит на скрутке. Все кабельные трассы забиты - провода новых абонентов прокладывают с боями.

2002 год. Одному из наших единомышленников приходит в голову идея легализоваться. Остальные его идею охаивают - "Ты что? Тебе так плохо что-ли?". Абонентов становится более сотни. В сети растет зоопарк. Подключают второй, третий дом. Сеть начинает лагать.

2004 год. Абонентов уже под 200. Сеть лагает постоянно, единомышленники не вылазят с чердаков. Паяют, ваяют. Зоопарк менять не собираются - не на что. Абоненты подключаются по одному раз в 2-3 месяца. Появляются первые ADSLщики (здесь имеются ввиду провайдеры). Конкуренция дикая. Наши сетевики работают на пределе. Постепенно всем это надоедает.

2005 год. Бум подключений к ADSL, Центелу и прочим. Тарифы безлимитные. Наши единомышленники мечутся - кому бы продаться. Грозы потихоньку убивают оборудование. Зоопарк - на месте.

Наши дни. Никому ничего не надо. В результате летней грозу отваливаются два дома - подключать назад их некому. В душе у многих ностальгия по былым временам. Легализоваться сегодня не получится - выход на рынок безумно дорогой.

Путь легальных небольших сетей отличается только количеством абонентов и тем, что многие из них все время работали на пределе рентабельности. Им было не по средствам брать дорогое оборудование Cisco или 3COM. Сеть так же лагает.

Пример из бизнеса. Есть в Москве сеть. 1400 абонентов, по оптике подключены большинство домов. Оборудование: на главных консолидационных точках Cisco, его успели поставить, пока не появился Стрим и была прибыль. А вот дальше - опять Acorp и прочий зоопарк.

Ищут кому бы продаться, так как на безлимитных тарифах много не заработаешь - абонентов маловато. Новые абоненты не приходят, так как часто ложится сеть. Круглосуточной техподдержки нет - и так работают на пределе рентабельности. Старые абоненты постепенно отключаются - уходят к тому же Стриму с его ТВ, Центелу, где качество связи получше и техподдержка круглосуточная, оплата по карточкам или через терминалы, а не налом в офисе. В общем, одни удобства.

Гендиректор и учредитель в одном лице хочет продаться подороже, а покупать за эти деньги никто его не хочет - оборудование старое, плохая репутация, да и еще масса причин.

Вот и получается, что в обоих случаях покупки:

  1. Перекладывать сеть, закупать новое оборудование.

  2. Перезаключать договора, либо заключать их вновь, потому как, у нелегала договоров вообще не было, а у легального репутация плохая - к нему пойдут второй раз с неохотой.

  3. При покупке легального провайдера обязательно что-нибудь нелицеприятное, да всплывет.

Вывод: покупать их не стоит. Получишь больше головной боли, чем если проложить все заново. В данный момент крупные провайдеры стремятся не только подключить как можно больше абонентов (к этому они стремятся всегда и всячески стимулируют потребителя), а зарабатывать на уже имеющейся базе, повышая качество и количество услуг - а новые абоненты сами придут.

Все истории реальные и про нелегала и про легального. Я в какой-то степени, в большей или в меньшей, был участником обеих.

Прислал Бабанин Роман, генеральный директор компании "Порт-22"

И продължението, което доста време търсих каде го бях чел:

Автор Бабанин Роман, Компания Порт-22.

Предлагаю разобраться с предпосылками к продаже бизнеса (если, конечно, это не теневые доходы от продажи трафика). Зачем продавать бизнес, если он исправно работает?

Как я лично вижу, основные причины продажи бизнеса:

  1. Сеть - это непрофильный актив (основной бизнес компании никак не связан с ИТ вообще и сетями в частности). Здесь все достаточно понятно - сеть была изначально создана как объект продажи.

  2. Сеть - убыточный или малорентабельный бизнес, средств на развитие недостаточно и учредители вынуждены его продать. Хотя в этом случае реализации можно избежать - привлечь стратегического инвестора. В этом случае удастся сохранить даже контроль над бизнесом.

  3. У владельца пропал интерес к развитию данного направления. Этот вариант отличается от других тем, что при этом продается скорее всего "непонятно что" (сеть перестает финансироваться задолго до принятия решения о продаже). При этом меньше всего шансов продать бизнес.

Понятно что результат во многом зависит от цены, которую ставит продавец. Обычно она определяется так: "Стоимость имущества с учетом амортизации + стоимость абонентской базы + личный интерес". При переговорах с покупателем в 99,99% случаев она делится на как минимум на два. Потому что ни один инвестор не купит Ваш бизнес за ту сумму, за которую Вы хотите его продать. Это закон рынка.

Стоимость уменьшается за счет следующих факторов: Во-первых, готовую структуру покупателю еще придется доводить "под себя", что связано с большими издержками, а иногда и вообще невозможно. Это не просто "проложил канал до купленной сети и начал отбивать вложения" - нужны весьма серьезные издержки.

Во-вторых, существует множество подводных камней: начиная от переоформления прав собственности (кому выгодно продвигать 5-10 малоузнаваемых брендов, когда есть один с высоким уровнем узнаваемости?) до перезаключения договоров с пользователями, а это издержки.

Затраты на продвижение нескольких брендов, на мой взгляд, оправданы в случае, если у продуктов можно провести четкую сегментацию. К примеру, FMCG-продукты делятся на премиальные, экономные и т.д. (пример: соки, подсолнечное масло).

Более того, конечные пользователи не особо жалуют подобные смены провайдера (новая форма оплаты, новая система статистики и прочий дискомфорт).

Таким образом, дополнительные расходы на интеграцию сети могут в десятки раз превысить стоимость самой сети. А значит, купленная сеть гораздо дольше окупается, чем сеть построенная "с нуля". Многих это останавливает.

Несомненно, некоторая тенденция к укрупнению игроков на этом рынке есть. Но рынок еще далеко не насыщен, поэтому пока рано говорить о массовой скупке - большинство провайдеров расширяются не за счет слияний и поглощений, хотя есть и типичные "покупатели".

В данный момент по Москве активно занимается покупками готовых сетей холдинг NetByNet. При этом они покупают операторов от 2-3 тысяч абонентов и более, даже на этапе своего становления поглотили полулегального оператора, купив фактически только абонентскую базу.

При этом купленные операторы объединяются в холдинг с целью дальнейшем перепродажи (деньги на покупку взяты у фонда Fairlie Investent). Если Корбине подключение одного абонента обходится в 100 долларов США, то NetByNet тратит на одного абонента от 200 до 400 долларов США, а затем еще несколько сотен тысяч долларов на модернизацию сети и интеграцию ее в холдинг. Вот такая математика.

Объясняется все просто: в мелкого провайдера (пусть даже в легального) придется вкладывать гораздо больше, чем в крупного в перерасчете, скажем, на одного пользователя. Это связано с в первую очередь с управленческими и операционными издержками Бизнеса. При этом сам NetByNet занимает пятое место на рынке или менее 5% рынка (по оценкам аналитиков, в том числе и аналитиков нашей компании), у него порядка 30 тысяч абонентов.

Через 2-3 года холдинг будет поглощен кем-нибудь из лидеров рынка, под кого и подстраивается весь холдинг, к примеру Центел или Комкор, а то и АФК "Система". Получается, что NetByNet занимается аутсорсингом. Главное - не накупить слишком много, иначе продать холдинг будет сложно - число возможных покупателей сокращается пропорционально расширению NetByNet.

Link to comment
Share on other sites

  • Administrator

Вывод: покупать их не стоит. Получишь больше головной боли, чем если проложить все заново. В данный момент крупные провайдеры стремятся не только подключить как можно больше абонентов (к этому они стремятся всегда и всячески стимулируют потребителя), а зарабатывать на уже имеющейся базе, повышая качество и количество услуг - а новые абоненты сами придут.

:)

Не отговарям на постове написани с шльокавица!

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...

Important Information

By using this site, you agree to our Terms of Use.